Статьи для родителей

Как поговорить с ребенком о психоактивных веществах?

Многих родителей взрослеющих детей очень волнует вопрос о том, как и когда нужно начинать разговор с ребенком о последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ). Безусловно, общение с подрастающим поколением о наркотиках, алкоголе или курении можно отнести к сложным беседам, которые зачастую родители откладывают на потом. Но, если
ребенок достиг подросткового возраста, а взрослые ограждали его от этих тем, к сожалению, они опоздали.

Прежде, чем непосредственно подойти к общению с подростком на трудные темы рискованного поведения, родителям важно с раннего возраста создавать атмосферу доверия и открытого обсуждения волнующих вопросов.

Дошкольный возраст - лучшее время для закладки главных жизненных ценностей и фундамента доверия. Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 7 лет. С раннего детства необходимо научить ребенка правилам личной гигиены и первичным навыкам ведения здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, рациональная двигательная активность). И помните- приобщение ребенка к гигиене и ценностям ЗОЖ станет полезной привычкой только тогда, когда родители сами будут их транслировать!

Дошкольник «как губка» впитывает информацию, которая поступает из разных источников. В качестве моделей для подражания дети выбирают не только взрослых, но и персонажей сказок и мультфильмов. Поэтому они должны адекватно передавать картину мира, формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, а не побуждать малыша к действиям, которые опасны для окружающих или его самого. Уважаемые родители, отнеситесь с пониманием к выбору мультиков и смотрите их вместе, чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и, конечно, ограничивать время просмотра.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Крайне важно, чтобы благодаря совместным усилиям родителей и школы в этот период у ребенка сформировалось негативное отношение к возможности употребления ПАВ. Во-первых, потому что он осознает необходимость бережного отношения к своему здоровью, во-вторых он ведет ЗОЖ, и в-третьих, он учится управлять своим психоэмоциональным состоянием и поведением в различных ситуациях.

В этом возрасте ребенок уже требует более конкретных ответов на вопросы о ПАВ, поэтому:

-не уходите от ответа и не переводите разговор на другие темы;

-выясните знания ребенка по проблеме, его отношение к ней и на этой основе ведите дальнейший разговор;

-разъясните непонятные моменты, избегая сложной терминологии и запугивания- это может стать причиной страха и тревоги у ребенка.

Дорогие взрослые, помните : «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!» Поэтому именно ваш выбор в пользу здорового образа жизни станет надежной основой успешного будущего ваших детей.

«Всю информацию сейчас можно погуглить, зачем что-то спрашивать у родителей? Да и что они такое могут знать, чего мы не знаем? Только начнут морали читать,»- искренне удивлялся 14-летний сын моей знакомой. А ведь действительно, что мы взрослые знаем о психоактивных веществах, кроме общих понятий и клише? Плюс сами иногда убежденно транслируем расхожие мифы о ПАВ, типа: алкоголь лечит простуду, электронные сигареты безопасны, существуют «легкие» наркотики... Поэтому перед тем как начать обстоятельный разговор, необходимо заручиться знаниями о действии и последствиях употребления ПАВ, четко понимать, что ваш ребенок достаточно осведомлен по этой теме, и, к сожалению, его знания могут носить искаженный характер и базироваться на маркетинговых фишках, пропагандирующих «безопасность» ПАВ. Его позиция в отношении алкоголя, никотина или наркотиков может отличаться от вашей. Родителям не стоит ждать момента, когда они напрямую столкнутся с проблемой, так как приобретение ребенком собственного опыта в данных вопросах может привести к непоправимым последствиям.

При общении с подростком важно соблюдать ряд условий, которые помогут сделать эффект беседы максимальным:

-важно найти подходящий момент для разговора, лобовая атака: «А ну-ка, давай я расскажу тебе о вреде наркотиков!» - не будет иметь успеха. Лучше это сделать по мотивам фильма или передачи, где затрагивалась эта тема или обсудить жизненную ситуацию;

-не нужно превращать беседу в скучную лекцию, разбавленную нравоучениями, когда ребенок выступает в роли пассивного слушателя. Лучше если это будет обмен мнениями, в котором вы уважительно и тактично сможете повлиять на взгляды подростка;

-если вы чего-то не знаете, честно признайтесь, скажите, что вам нужна дополнительная информация, и вы обязательно вернетесь к обсуждению спорного момента;

-не стоит заведомо преувеличивать и приукрашивать опасность употребления ПАВ. Это вызывает лишь недоверие подростка к сведениям, получаемым от взрослых, и формирует представление об их некомпетентности;

-родители должны в разговоре акцентировать внимание на том, что употребление ПАВ может помешать в реализации значимых для подростка планов и целей;

-во время беседы не стоит критиковать в грубой форме его друзей, вы должны быть хорошо осведомлены о них, а для этого быть лично знакомы и поддерживать контакт. Запреты общаться с «плохой компанией», как показала практика, совершенно контрпродуктивны;

-не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний - это может стать провокацией;

-для подростка, стремящегося показать свою взрослость, большее значение имеет доверие, выказанное ему: «Меня очень огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, но я верю, что ты в состоянии сам принять правильное решение»;

Задача бесед с подростком будет считаться выполненной, если он поймет, что безопасных ПАВ не существует; даже эпизодическое их употребление может привести к зависимости; алкоголь и наркотики –не способ решения возникающих проблем.

И последнее, дорогие взрослые, помните: «Долог путь научения, краток путь примера!» В современном обществе с многообразием стилей жизни вы должны стать для своих детей эталоном бережного отношения к здоровью, не разрушайте сами их представления о здоровом образе жизни.